На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Взгляд

16 684 подписчика

Свежие комментарии

  • Vyacheslav Bachurin
    Тварь обосранная.....вместе с христенко, на кол посадить.Голикова Татьяна ...
  • Влад Владимиров
    Если б не Россия, то такие, вот, маразматики там так бы до сих пор пасли б своих баранов...  Даже предложения у нег...Не будь Советског...
  • Владимир Алтайцев
    Падаль нацистская  голову подняла чуть выше  уровня  дерьма, пора  отрубать.Не будь Советског...

Шиш орбитального масштаба

Командный пункт управления глобальной навигационной спутниковой системой (ГЛОНАСС). Фото: Сергей Пятаков/ РИА Новости

 

Минфин нашел очередную статью бюджета, на которой можно сэкономить. На этот раз под прицелом финансового ведомства оказались расходы космической отрасли. Проанализировав их, министерство Антона Силуанова отправило госкорпорации «Роскосмос» уведомление о том, что в 2017–2019 годах Россию ожидает планируемое снижение финансирования основных программ космической деятельности.

Расходы на космос в целом Минфин предложил сократить на 15%. Что касается конкретных программ, то наиболее существенное урезание ожидает федеральную целевую программу «ГЛОНАСС»: у нее хотят отобрать 30% финансирования.

Не жили богато, не стоит и начинать

В настоящее время в РФ действует Федеральная космическая программа, рассчитанная на 2016–2025 годы. До настоящего времени предполагалось, что в следующем году на ее реализацию будет выделено 104,5 млрд рублей; аналогичная сумма фигурировала в документах на 2018-й (повышения финансирования не предвиделось даже в текущем формате, поскольку в прошлом году Минфин «доказал» необходимость заморозки трат на уровне 2016 года), а в 2019-м космосу могло достаться 117,6 млрд рублей.

Теперь же в 2017-м космическому ведомству предложено рассчитывать не более чем на 98,3 млрд, в 2018-м — еще меньше, на 95,2, а в 2019-м — на 93,1.

Что это за суммы? Как известно, все познается в сравнении, и мы можем сравнить этот уровень финансирования с затратами, необходимыми для реализации некоторых важных для страны проектов, космических и наземных.

Так, трасса «Таврида», ведущая из Керчи в Крым, на строительство которой правительство в конце июля с таким пафосом нашло деньги, обойдется, по предварительным подсчетам крымского руководства, примерно в 134 млрд рублей. А ведь это одна-единственная дорога. На создание космодрома Восточный из федерального бюджета было выделено 188 млрд. И это опять же всего один из космических проектов, реализуемых сегодня в РФ. А ведь есть еще ГЛОНАСС с необходимостью поддерживать в рабочем состоянии орбитальную группировку из 24 спутников; есть обязанности по разработке тяжелой ракеты «Ангара», заботы по обслуживанию двух других космодромов — Плесецка и Байконура. Никуда не делись и нужды МКС, и множество других, не столь громких, но от этого не менее важных для страны проектов.

Не до жиру, живите с тем, что есть

Теперь, если намерения Минфина осуществятся, российским космодромам в следующем и в 2018-м году достанется аж по 21,7 млрд. Не каждому, а на троих. В 2019-м Восточному, Плесецку и Байконуру придется по-братски поделить 20,4 млрд. В связи с этим вызывает большие вопросы возможность строительства на дальневосточном космодроме пускового стола для «Ангары», который по плану должен появиться не позже 2021-го, поскольку именно на этот год с него запланированы первые пуски. Разумеется, если затраты по целевой программе «Развитие космодромов на 2016–2025 годы» будут сокращены, масштабного развития инфраструктуры Восточного в ближайшие пять лет можно не ждать.

К счастью, эта целевая программа пока не утверждена правительством: возможно, Минфину будет дана команда одуматься.

Сбитая система координат

ГЛОНАСС же министерство Силуанова согласно дать 26,7 млрд рублей (вместо запланированных 38,2 млрд) в 2017-м, 29,43 (вместо 41,8) в 2018-м и 24,8 (вместо 36,5) в 2019-м. И это в период, когда российские предприятия по выпуску навигационных космических аппаратов в ускоренном порядке занимаются импортозамещением.

В конце 2015-го Роскосмос заключил с разработчиком спутников ГЛОНАСС, АО «Информационные спутниковые системы имени М.Ф. Решетнева», контракт на создание 11 аппаратов нового поколения — ГЛОНАСС-К. Они должны заменить на орбите к 2020 году часть нынешних спутников ГЛОНАСС-М. Стоимость каждого аппарата — 5,6 млрд рублей, контракта в целом — 62 млрд. А ведь мало построить спутники, их нужно еще запустить на орбиту, а затем обслуживать с Земли, что требует соответствующей инфраструктуры.

С новым бюджетом, ясное дело, обновить к 2020 году группировку ГЛОНАСС не удастся. А ведь от этого зависит улучшение показателей навигационной системы, то есть банальное повышение точности определения координат. Без этого в условиях современной мировой конкуренции система, работающая по принципу «пол-лаптя по карте», через четыре года станет никому не нужна. А значит, и предыдущие расходы на нее окажутся бессмысленными.

Что такое современные боевые действия без действующей системы навигации (GPS американцы в любой момент могут отключить для пользователей того или иного региона) — объяснять не надо.

О причинах и следствиях

Самое неприятное в текущей ситуации то, что правительство надумало сокращать финансирование именно в момент, когда деньги в России стали вкладываться в развитие собственного производства, отечественной космической элементной базы. Импортозамещение в сфере создания навигационных аппаратов, начинки для ракет, оборудования для космодромов действительно обходится и государству, и производителям очень дорого. Но без этого — без разработки и внедрения механизмов, спокойно выдерживающих сверхнагрузки и умеющих работать в космосе, без качественной собственной электроники, запчастей — вообще невозможно говорить о будущей самостоятельной космонавтике.

Многие сетуют, что наш ГЛОНАСС до сих пор не дотягивает до уровня своего главного конкурента, американской GPS. Однако если не вкладываться в его развитие, доведение до ума — программа так и захиреет, не показав своих реальных возможностей. Стоило ли тогда ею заниматься вообще?

То же самое и с «беспрестанно падающими» российскими ракетами. В США за последние годы, пока компания SpaceX работала над созданием ракеты Falcon 9 с возвращаемой первой ступенью, аварии при попытках протестировать ноу-хау шли одна за другой. Раз за разом очередные варианты ракет взрывались и падали в море. Однако ни главе SpaceX Илону Маску, ни агентству NASA, традиционно выделяющему львиную долю финансирования на разработки SpaceX, не пришло в голову сворачивать программу или урезать ее обеспечение, объясняя это неуспешностью исследований.

То, что теперь «Фальконы» не падают, — следствие грамотного, терпеливого, разумного отношения, прежде всего со стороны государства, к научным исследованиям, к развитию технологий, которые должны вывести страну на новый уровень. Как грандиозный успех советской космонавтики являлся следствием колоссальных вложений сил и средств.

Остается надеяться, что нынешние монетарные власти поймут, насколько мелочны и опасны для России их попытки сэкономить сейчас на будущем страны — на фоне периодических, раз в несколько месяцев, покупок за бюджетные средства американских долговых обязательств и проедания госрезервов на текущие расходы. Поймут и одумаются.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх