Cостоялось очередное мероприятие, проводимое Сбером под названием "Al Journey". Конференция была посвящена искусственному интеллекту. На этот раз мероприятие Сбера посетил Президент России Владимир Путин.
Глава Сбербанка Герман Греф практически все время старался презентовать Президенту перспективы технологического развития компании, а также обращал внимание уже на внедренные решения.
Конечно, технологии и ИИ-составляющая чрезвычайно важны для развития российской экономики. Без внедрения этих вещей мы рискуем навсегда отстать от развитых государств.
Что касается технологического развития Сбера, то по этой части к Грефу претензий не имеется. Действительно, госкомпания под его руководством совершает самый настоящий рывок. По крайней мере, в этой сфере.
Однако результатом этой деятельности пользуются, в том числе, и иностранные акционеры. Так, 43.5% акций Сбера принадлежит именно иностранцам. Но речь сейчас не о них. Данную тему я неоднократно освещал в своих предыдущих статьях.
Разберем другое

Не так давно я освещал конфликт, который возник между Германом Грефом и Эльвирой Набиуллиной.
Если вспоминать кратко, то глава ЦБ раскритиковала Сбербанк за то, что развитие непрофильных направлений (небанковских) ставит под угрозу возможность ЦБ контролировать деятельность Сбера. Например, доставка еды или телемедицина не позволяют Центробанку отслеживать эти направления , в то время, как в ряде случаев они требуют больших инвестиций. Разумеется, эти самые средства Греф берет из прибыли, полученной в результате банковской деятельности.
Это создает угрозу финансовой устойчивости Сбербанка.
Например, IT-направления госкомпании могут генерировать убытки, которые будут покрываться, скажем, с процентного дохода.В том же случае, если все пройдет успешно, и прибыль от небанковской деятельности будет приносить Сберу более половины чистого дохода, то Сбербанк перестанет быть банком. А, значит, не будет подотчетен ЦБ.
Конечно, Сбербанк - госкомпания, а контрольный пакет организации находится на балансе ФНБ (фактически - Минфина). Однако в силу объективных причин Министерство финансов не имеет возможности контролировать деятельность Сбера, поскольку не обладает достаточными компетенциями. Ими обладает ЦБ. Собственно говоря, Центробанк и создан для того, чтобы контролировать финансовый сектор. Никакие иные ведомства сделать это не способны.
Осознавая подобные риски, Владимир Путин предупредил Грефа, что Сбербанк должен оставаться банком и выполнять требования ЦБ. Несмотря на все желание Грефа этого не делать.
В целом, вопрос о том, нужно ли превращать Сбербанк в полноценную экосистему, где банковская деятельность не будет основной, остается открытым. На мой взгляд, экосистему необходимо выделить в отдельную организацию, тесно кооперирующейся со Сбербанком и строящей свою деятельность на основе клиентской базы Сбера. В этом случае между экосистемой и банковским сектором не будет конфликта интересов, что позволит эффективно развиваться обоим направлениям
Константин Двинский
Свежие комментарии