На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Взгляд

16 685 подписчиков

Свежие комментарии

  • Vyacheslav Bachurin
    Тварь обосранная.....вместе с христенко, на кол посадить.Голикова Татьяна ...
  • Влад Владимиров
    Если б не Россия, то такие, вот, маразматики там так бы до сих пор пасли б своих баранов...  Даже предложения у нег...Не будь Советског...
  • Владимир Алтайцев
    Падаль нацистская  голову подняла чуть выше  уровня  дерьма, пора  отрубать.Не будь Советског...

Куда пихают нашу медицину...

Д. Медведев: «Только наличие развитой конкурентной среды позволяет повышать качество медицинской помощи, ее доступность»

 

Д. Медведев: «Только наличие развитой конкурентной среды позволяет повышать качество медицинской помощи, ее доступность»

Эксперты РП.
Конкуренция — дело, наверное, хорошее. Но, когда на заседании правительства ответственные лица начинают говорить про прелести соперничества в сфере здравоохранения, становится как-то не по себе, даже если не воображать дуэль на скальпелях или марафонский забег людей в белых халатах. Все мы в любой момент рискуем оказаться заложниками нашей системы здравоохранения, поэтому хотелось бы представлять, кто в ней конкурирует и за что, а также понимать, не опасна ли ставка только на конкуренцию в сфере, бесплатное оказание услуг которой гарантировано каждому гражданину Конституцией РФ.

29 октября 2015 года состоялось заседание правительства РФ по вопросу развития конкуренции в сфере здравоохранения (http://government.ru/news/20308/)


Из стенограммы заседания:

Д. МедведевТолько наличие развитой конкурентной среды позволяет повышать качество медицинской помощи, ее доступность, качество лекарственного обеспечения, медицинских изделий.

Комментарий РП:
Открытие на уровне нобелевки. До сих пор считалось, что «качество лекарственного обеспечения и медицинских изделий» обеспечивает Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), а повышение качества — научные открытия. Наверное, премьер имел в виду, что «наличие развитой конкурентной среды позволяет» повысить разнообразие медицинской помощи, ее доступность…


Из стенограммы заседания:

Д. МедведевКонкуренция должна стимулировать бизнес-проекты, государственно-частное партнерство в этой сфере. Оно в принципе существует здесь, может быть, даже более активно развивается, чем в других отраслях. Благодаря этому в отрасль приходят инвестиции, создаются условия для внедрения современных технологий. От этого должно выиграть и здравоохранение в целом, и, самое главное, люди, которые пользуются услугами медицины.

Сейчас объем рынка негосударственной медицины в России увеличивается с учетом того, что у пациента должно быть право на выбор того врача и того медицинского учреждения, которые ему нравятся. Есть немало хороших примеров в регионах, где открываются современные негосударственные поликлиники, появляются и частные больницы, санатории (правда, это реже происходит). Они, конечно, особенно востребованы там, где не хватает специалистов и оборудования — сложного оборудования: для компьютерной томографии, гемодиализа и так далее.

Число частных клиник, которые включены в реализацию территориальных систем обязательного медицинского страхования, также растет. Их доля сейчас даже больше, чем мы планировали. Такие клиники и страховые компании должны быть по-особенному активны, чтобы конкурировать за застрахованных граждан.

Комментарий РП:
Как показывает практика, наплодить частных клиник — дело нехитрое, тем более что пока в стране остались люди, готовые платить за качественное лечение без очередей. Но о какой конкуренции может идти речь, если государственные поликлиники и больницы предумышленно опускаются ниже плинтуса, поскольку им отказано в необходимом финансовом и материальном обеспечении. И в это же время и без того скудные средства бюджета, выделяемые на здравоохранение, уходят в частную сферу. В результате в платную клинику «через дорогу» переходят вначале специалисты, а вслед за ними «выдавливаются» и пациенты. Но тот минимум, который частники получают от государства за счет участия в системе ОМС, не в состоянии покрыть все запросы так некстати болеющего населения. Они не могут, да и не хотят брать на себя поток пациентов, наблюдающийся ежедневно в госполиклиниках. Им хватает «сливок» с этого «торта». Остальным же придется довольствоваться традиционной «бесплатной» медициной, уровень платности которой в результате игры государства в конкуренцию с каждым годом неуклонно растет (по данным экспертов, в 2014 году вырос сразу на четверть).

И, кстати, хватит мечтать. Не вызывает доверия тезис премьера «Есть немало хороших примеров в регионах, где открываются современные негосударственные поликлиники... Они, конечно, особенно востребованы там, где не хватает специалистов и оборудования — сложного оборудования: для компьютерной томографии, гемодиализа и так далее». Там, где «не хватает специалистов и оборудования», живет простой безденежный народ. Какие дельцы станут открывать там платные учреждения? Это мечтания.


Из стенограммы заседания:

Д. МедведевОтдельный и крайне важный вопрос — конкуренция на рынке лекарств и медицинских изделий, поскольку отсутствие конкуренции в этой сфере ведет к снижению качества соответствующих товаров, лекарств и, конечно, ведет к необоснованному росту цен. Наш медицинский рынок, рынок лекарств довольно большой, даже … непропорционально большой применительно к количеству населения. Он занимает седьмое место в мире. Причем, по данным Минздрава, общее число аптек составляет сейчас 55 тысяч, а количество государственных аптек за последние годы выросло на 40%, при том что количество муниципальных аптек сокращается.

Правительство за последнее время прилагало усилия, чтобы остановить повышение цен на жизненно необходимые лекарства. Сейчас в большинстве регионов цены стабилизировались, хотя проблемы есть и их нужно видеть, ими нужно заниматься. Важно систематически контролировать ситуацию и, конечно, продолжать совершенствовать механизмы ценообразования.

Комментарий РП:
Если объем отечественного рынка лекарств уже перерос потребности населения, а аптек столько, что на каждую не хватает фонарей, вряд ли тут можно жаловаться на недостаток конкуренции. Хотя, как уверяют эксперты, высокая доступность аптек в России существует только на бумаге. Да и стоит ли вообще судить о показателе лекарственной доступности только по количеству аптечных организаций, когда с рынка «вымываются» препараты низшего ценового сегмента? Тот же инсулин пациенты вынуждены покупать за собственные средства, вместо того чтобы получать его как должно — по льготе.

К тому же, как показывает практика, никакая конкуренция не решает, к сожалению, проблему доступности лекарств для новорожденных, наркотических и психотропных препаратов. Доводить их до населения небольших сел и деревень попросту нерентабельно, и аптечные сети не идут в глубинку. Что и позволяет Минздраву и ФАС говорить о монополии в ряде муниципалитетов, а населению — вздрагивать от сообщений об участившихся случаях самоубийств тяжелых онкобольных.

Непонятна информация премьера «… количество государственных аптек за последние годы выросло на 40%, при том что количество муниципальных аптек сокращается». Звучит как победная реляция. По сути же сокращение количества муниципальных аптек — еще один сигнал бедствия от регионов.

Глядя правде в глаза, стоит вспомнить и в том, что большинство современных и наиболее эффективных препаратов производится вне России, а значит, никакая конкуренция не поможет сдерживать цены на них в условиях двойной девальвации национальной валюты. Поэтому в разгар каждого кризиса государство вынуждено активно вмешиваться в процессы на рынке лекарств: в 2008–2009 годах «сочинили» сложную аббревиатуру ЖНВЛП, введя госрегулирование цен на жизненно необходимые препараты. Сейчас продолжаются рейды по аптекам представителей прокуратуры, ФАС, а ответственность за «нахальные» ценники возложена — ни больше ни меньше — на губернаторов. Но, кажется, неблагодарность перманентной битвы с ценами поняли уже и в правительстве. И нашли другие способы изобразить бурную деятельность на этой ниве.


Из стенограммы заседания:

Д. Медведев: Хочу, кстати, проинформировать, что подписал постановление, которым утверждены правила определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения. Это тоже должно способствовать развитию конкуренции в данном сегменте рынка и, что немаловажно, должно позволить регионам при госзакупках выбирать менее затратные препараты.

Комментарий РП:
Затея с ревизией огромного количества лекарственных препаратов ради предоставления аналогам равного доступа к госзакупкам заслуживает похвалы. Лишь бы не было «как всегда» — в смысле «организации» поставщиками лекарств и оборудования денежной заинтересованности для чиновников и врачей. Наверняка организаторы госзакупок найдут способ отдать предпочтение «нужному» препарату, так что пациенты вряд ли заметят результаты сего титанического труда.

Что радует: работа трудоемкая (в госреестре РФ зарегистрировано свыше 79 тысяч торговых наименований лекарств), и чиновникам, а также экспертам будет чем заняться вплоть до 2018 года. Тем более что, как выясняется, анализировать на взаимозаменяемость планируется не только активные вещества,  вызывающие лечебный эффект, но заодно и мел, и крахмал, из которых формуется таблетка. Может, наконец, выяснят, что в большинстве лекарств «активные вещества, которые вызывают лечебный эффект» — отсутствуют.


Из стенограммы заседания:

В. Скворцова: Российский рынок лекарств занимает седьмое место среди ведущих зарубежных фармрынков. В 2014 году его объем составил более 919,5 млрд рублей. Доля государственных закупок составляет 26%, доля отечественных лекарств в денежном выражении — 25%, в натуральном выражении — 58%. С начала 2014 года наблюдается рост количества регистрируемых лекарственных препаратов — до 400 в год. Число лекарственных препаратов, которые уже сейчас существуют в государственном реестре Российской Федерации, превысило 79 тысяч торговых наименований, это 5,5 млрд упаковок.

В Российской Федерации обеспечен один из самых высоких показателей физической доступности лекарственных препаратов. Число жителей на одну аптеку — 800, в то время как в Германии — 3900, в Великобритании — 3800, в США — 4500. Общее число объектов, осуществляющих фармацевтическую деятельность, составляет на сентябрь 2015 года более 115 тысяч.

Комментарий РП:
Да, производство и продажа лекарств — отрасль гигантская и весьма непростая. По всему видно, что досточтимая Вероника Скворцова, медик в пятом поколении вполне владеет терминологией и статистикой своего «хозяйства» в этой части. Но каков генезис всех этих огромных цифр? Дело в том, что миллионы россиян подвержены многим, зачастую тяжелым заболеваниям. По данным недавнего исследования агентства «Блумберг», которое использовало сведения ООН и Всемирной организации здравоохранения, с точки зрения совокупных признаков здоровья РФ занимает лишь 97-е место из 145. Ниже нас — горные регионы Азии и саванны Африки. Вот лишь несколько цифр навскидку: на конец 2014 года на учете в онкологических учреждениях состояли 3,29 млн человек, ВИЧ-инфицированных насчитывается более 907 тысяч человек, сахарный диабет выявлен у 3,7 млн россиян, 1,67 млн наших сограждан состоят на психиатрическом учете. Плюс 2,7 млн алкоголиков и около 500 тысяч зарегистрированных наркоманов. Понятно, что в эту мощную воронку сколько медикаментов ни кинь — все будет мало. Так что показатель «физической доступности лекарств», согласно которому мы обгоняем Германию, Англию и США, ох какая лукавая цифра! Что касается взрывного роста цен на лекарства, прямо связанного с обвалом курса рубля в начале текущего года и с тотальной зависимостью нашего фармрынка от импорта медпрепаратов, то эту неприятную во всех отношениях тему участники совещания предпочли не затрагивать. Может, оно и верно: никакой конкуренцией сложившуюся ситуацию не исправишь, так зачем больное бередить?


Из стенограммы заседания:

В. Скворцова: С начала 2014 года наблюдается рост количества регистрируемых лекарственных препаратов — до 400 в год; введена прямая трансляция в интернете хода рассмотрения заявок на регистрацию лекарств.

Комментарий РП:
Вот оно — спасение. Если вам надо срочно удалить зуб мудрости, лишних 10 тысяч рублей нет, а в городской поликлинике талончик к стоматологу доступен только через десять дней, можете в эту декаду заглушать боль зрелищем прямой трансляции в интернете регистрации пломб из Мозамбика.


Из стенограммы заседания:

В. Скворцова: Реальная конкуренция будет тогда, когда каждый гражданин будет … реализовывать свое право на выбор медицинской организации и врача. Законодательно это прописано, есть нормативные акты Министерства здравоохранения, приказы, которые тоже прописывают порядок этого выбора — и в регионе, где человек проживает, и в других регионах. … Тем не менее мы проводим системные проверки во всех субъектах Российской Федерации — Росздравнадзор я имею в виду как специализированную службу Министерства здравоохранения. И Росздравнадзор видит, что во многих регионах нарушается право граждан на свободный выбор, в том числе потому, что медицинские организации не информируют население о существовании такого права. Для того чтобы взять это под отдельный жесткий контроль, мы подготовили приказ, который в ближайшее время будет выпущен, о порядке информирования в регистратуре поликлиники: как это должно происходить, чтобы каждый гражданин понимал, что он имеет право на выбор. Эту ситуацию мы контролируем с Росздравнадзором и с Федеральным фондом ОМС.

Комментарий РП:
Дай Бог, чтобы приказы и проверки Минздрава сработали, обеспечив каждому из нас, «от Москвы до самых до окраин», соблюдение прав в сфере здравоохранения. Особенно там, где пару лет назад закрыли последний сельский медпункт и теперь до районной больницы надо ехать почти сотню километров. Там, где бригады «скорой помощи» на свои деньги ремонтируют вусмерть разбитые ухабами и возрастом машины. Там, где к онкологическому диспансеру прикрепили половину города-миллионника и люди вынуждены занимать очередь к врачу в шесть утра… Словом, когда видишь глубоко оптимистичные, продуманно ухоженные лица обитателей российского кабмина, понимаешь отчетливо, что воистину бытие определяет сознание. И если личное (а также сословное) бытие прочно и благополучно, сознание может весьма высоко парить над реальной действительностью. Впрочем, не будем насмехаться и подвергать сомнениям благие намерения уважаемого министерства.


Из стенограммы заседания:

Д. Медведев: Да, это тема … не одного дня. Но очевидно, что даже с точки зрения предложения медицинских услуг ситуация в сфере здравоохранения меняется. Мы все, естественно, говорим о качестве этих услуг, об их стоимости, но то, что они становятся более разнообразными, совершенно очевидно. Поэтому конкуренция должна развиваться в этой сфере, как, собственно, и в смежной сфере по лекарственному обеспечению, потому что это напрямую … связано и с качеством лекарств, и с их стоимостью. Остается надеяться, что совместные усилия Министерства здравоохранения и антимонопольной службы вместе с другими коллегами принесут свои плоды.

Комментарий РП:
От одних этих слов у больных россиян должна нормализоваться температура, пройти симптомы гриппа и рассосаться швы...


Мнение (рекомендации) экспертов РП:
По словам Вероники Скворцовой, как правило, частные клиники восполняют нехватку мощностей государственных структур здравоохранения. То есть прокатившаяся по всей стране под вопли пациентов оптимизация поликлинической и госпитальной сети, повлекшая существенное сокращение медицинского персонала, объяснялась избыточностью, а приход частника на ту же «поляну» — нехваткой. Логика, согласитесь, железная. Или психически неполноценная.

Скромно умалчивается, что за счет частных клиник решаются проблемы бюджета, поскольку государство не в состоянии сегодня поддерживать финансирование системы здравоохранения даже на мизерном, докризисном уровне. Все подается на голубом глазу под соусом заботы о пациентах. Вовлечение частников в дележ средств ОМС отчасти можно приветствовать. Но средств этого фонда, формируемого из отчислений работодателей, естественно, не хватает на лечение всех желающих. И, «заправля»я его средствами государственные «Жигули» и частный «Мерседес», не надо гадать, поездку на каком из авто предпочтет пациент. Вот только в частной клинике ему окажут ровно тот объем медуслуг, на который отпущены деньги ОМС, а госполиклиника по-прежнему обязана будет принять всех страждущих, при том что средств и возможностей у нее становится все меньше.

Шаги по стимулированию конкуренции в сфере лекарственного обеспечения, где, по сути, все тоже упирается в нехватку у государства средств на обеспечение дорогостоящими препаратами больных, выглядят тоже не очень уверенными. Затея с взаимозаменяемостью препаратов, возможно, принесет свои плоды. Но до тех пор, пока разработка и производство современных эффективных лекарств остаются уделом зарубежных фармацевтических юрисдикций, добиться снижения цен на них будет проблематично.

Попробуем дать рекомендацию. Может, целесообразно эмитировать нужное количество миллиардов рублей на строительство собственных фармацевтических фабрик (импортозамещение называется). Таких, которые были при Советском Союзе. Хотя рыночники в лице Медведева и Скворцовой могли бы и получше с этим справиться, используя всепобеждающий механизм конкуренции. Понятно, что возвопит Набиуллина. Но, во-первых, можем доказать, что это не инфляционная эмиссия, а во-вторых, давайте пошлем Эльвиру Сахипзадовну к психоаналитику в мордовскую или чудскую сельскую поликлинику (помните Есенина: «Затерялась Русь в Мордве и Чуди/Нипочем ей страх/И идут по той дороге люди/Люди в кандалах»). Похоже, вот тогда мы и получим средства для финансирования не только сферы здравоохранения, но и реального сектора экономики.

А пока желаем соотечественникам не болеть и постараться дожить до того времени, когда в городской поликлинике рядом с вами будут сидеть в очереди только три человека: Медведев, Набиуллина и Скворцова. И не потому, что они — больные, а просто ради контроля над соблюдением Конституции Российской Федерации. Статья 41: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений… Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».

 

http://rusplt.ru/

 

 

 

Картина дня

наверх