На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Взгляд

16 682 подписчика

Свежие комментарии

  • Vyacheslav Bachurin
    Тварь обосранная.....вместе с христенко, на кол посадить.Голикова Татьяна ...
  • Влад Владимиров
    Если б не Россия, то такие, вот, маразматики там так бы до сих пор пасли б своих баранов...  Даже предложения у нег...Не будь Советског...
  • Владимир Алтайцев
    Падаль нацистская  голову подняла чуть выше  уровня  дерьма, пора  отрубать.Не будь Советског...

Как в Латвии пытались осудить «русских агрессоров»

На днях в Латвии завершились два знаковых судебных процесса, схожие тем, что в их ходе государство пыталось упечь за решётку на длительные сроки людей, которых местная националистическая печать подавала как образцовых «русских агрессоров». Разум восторжествовал: оба процесса закончились благополучно для обвиняемых. Однако в разгаре третье судилище подобного же плана, и вот оно-то может завершиться для обвиняемого очень плохо.

«Шпионы», «террористы» или «хулиганы»?

Этим летом после годичного перерыва возобновился суд над участниками антивоенной акции на базе НАТО в Адажи. Обвиняемых было трое: российские активисты Александр Куркин и Андрей Попко, а также латвийский оппозиционер Владимир Линдерман. На днях последний сообщил: «…приговор – в целом позитивный, в нашу пользу, я считаю. Подходили знакомые и незнакомые люди, поздравляли, это приятно. Куркина и Попко осудили на 3 месяца 27 дней – ровно столько, сколько они уже отсидели до суда. То есть свой срок они уже отбыли и могут быть свободны. Меня оправдали. И даже обещали вернуть красную куртку, изъятую при обыске. Спасибо адвокатам Елене Квятковской и Имме Янсоне и всем, кто нас поддерживал».

10 июня 2015 г. Куркин и Попко проникли на территорию базы НАТО в Адажи, где в тот момент проходили учения Saber Strike-2015. Россияне развернули знамя цветов георгиевской ленты и прошагали до здания, где размещался штаб учений. «Успели раздать листовки с призывом к американским военнослужащим отправляться домой, после чего были задержаны патрулем. Полиция безопасности (ПБ) возбудила дело по грозным статьям "шпионаж" и "терроризм". Меня присоединили к делу как пособника – якобы я провёл предварительную разведку, а также помог приобрести лестницу, с помощью которой участники акции преодолели проволочное заграждение базы. Четыре месяца Куркин и Попко провели в Рижской центральной тюрьме. В отношении меня ограничились полицейским надзором и подпиской о невыезде», – рассказал В. Линдерман.

Владимир Линдерман, Андрей Попко, Александр Куркин (слева направо)

«Латвийские спецслужбы двадцать пять лет мечтали поймать российских диверсантов, и тут такой случай… Да ещё и "гибридная война" в разгаре… Шпионско-террористическое дело завертелось на полных оборотах, а когда мыльный пузырь лопнул, что оставалось следователям? Отпустить арестованных с миром, пожелав им доброго пути? Мол, извините, ошибочка вышла?.. Спасая свою репутацию, Полиция безопасности "съехала" на "хулиганку". Однако чтобы привлечь к уголовной ответственности за хулиганство, перелезания через забор недостаточно. Нужно, чтобы хулиганские действия повлекли за собой дезорганизацию работы учреждения – военной базы в данном случае», – раскрыл подробности дела В. Линдерман.

Процесс начался летом 2016 г., однако был отложен из-за невозможности в тот момент явки в суд «ключевого свидетеля». Дело в том, что в день акции на территории базы Адажи должен был приземлиться вертолет с важным пассажиром – представителем США в НАТО генерал-лейтенантом Дугласом Льютом (сейчас уже бывшим представителем, уволен распоряжением президента Д. Трампа). Вертолёт приземлился на полчаса позже, чем планировалось. Офицер, отвечавший за приём высокопоставленного американского гостя, написал в служебной записке, что действия Куркина и Попко «стали причиной опоздания, повлёкшего за собой срыв нормального хода учений».

Растянувшийся на год перерыв между судебными заседаниями Александр Куркин и Андрей Попко провели дома, в Воронеже. Отпуская россиян домой, латвийские власти, судя по всему, рассчитывали, что на суд они уже не вернутся и это потом можно будет раздуть в пропагандистских целях. Однако 23 июля оба, несмотря на то что им грозило до пяти лет лишения свободы, прибыли в Ригу.

В. Линдерман иронизирует: «На судебном заседании сегодня солировал ключевой свидетель обвинения, офицер латвийской армии. Его послушать, так акция Куркина и Попко просто парализовала деятельность натовской базы. Лестно, конечно…» Однако в ходе допроса свидетелей всё же стало понятно, что доводы обвинения разваливаются, как карточный домик, что в итоге и подтвердил приговор.

Как латвийские спецслужбы «создали» местного Рэмбо

В августе суд Видземского предместья Риги оправдал обвиняемого «в противоправном участии в вооруженном конфликте на востоке Украины» жителя Даугавпилса Артёма Скрипника.

В начале 2016 г. его задержали в Латвии и поместили под арест. Это оказалось первое в стране уголовное дело об участии в вооружённом конфликте на стороне ополчения Донбасса, закончившееся пока приговором первой судебной инстанции. Суд рассматривал дело на закрытых заседаниях, обвиняемый находился в тюрьме. Как рассказала адвокат подсудимого Имма Янсоне, А. Скрипник не был конвоирован в суд из-за плохого состояния здоровья. После вынесения оправдательного приговора и улаживания необходимых формальностей уроженец Даугавпилса был освобождён из тюрьмы.

Незадолго до этого латышская печать раструбила, что Артём в ходе досудебного расследования в ПБ якобы «признал свою вину в преступных деяниях, включая убийства людей». Но в суде Скрипник утверждал совсем другое: что он занимался в Донбассе исключительно гуманитарной деятельностью, а в своих предварительных показаниях оболгал себя, так как находился под сильным психологическим давлением. 26 апреля суд просмотрел видеозапись показаний обвиняемого, данных им следователям Полиции безопасности. На этой записи А. Скрипник рассказывал, что жил в Москве и с 2008 г. участвовал в неких «групповых занятиях», в том числе на «военные темы». Летом 2014 г. ему якобы предложили вместе с этой группой отправиться в Донбасс и за один день участия в вооруженном конфликте пообещали 20 тыс. рублей. По утверждению ПБ, «оружие и форму Скрипнику выдали ещё в России, а в боевых действиях в Луганске и Донецке он участвовал с июля 2014 года».

Под давлением следователя Скрипник сказал, что убивал людей – мол, он лично застрелил более сотни человек. Прямо Джон Рэмбо латвийского разлива! После полученного ранения он месяц лечился в больнице, а потом, по мнению следствия, продолжал участвовать в боевых действиях до конца апреля 2015 г. По словам В. Линдермана, занимавшегося организацией правозащитной помощи арестованному даугавпилчанину, Скрипнику предлагали сделку со следствием: в обмен на условный срок он должен был рассказать о «присутствии» российской армии в Донбассе, а публичное «раскаяние» «сепаратиста» планировалось показать в телеэфире. 4 августа Линдерману позвонила И. Янсоне и сообщила, что прокурор потребовала для подсудимого 15 лет лишения свободы. «И вот опять звонок Иммы: оправдан! Снова шок, но уже радостный», – отмечает публицист.

«Отдадим должное профессионализму судьи – его не захлестнула эта мутная пропагандистская волна. В материалах дела и в ходе процесса он увидел то, что и должен был увидеть: нет ни единого внятного доказательства вины подсудимого», – пишет В. Линдерман. Он напоминает, что А. Скрипнику инкриминировалось «незаконное участие в вооружённом конфликте за пределами Латвии» и «участие в преступной организации, добивающейся расчленения Украины и присоединения Донбасса к России». «Под "преступной организацией" подразумевалось ополчение ЛНР. Оба обвинения несостоятельны. Первое – потому что 77-я статья, карающая за участие в вооруженном конфликте за рубежом, принята сеймом только в феврале 2015 г. Но Скрипник был тяжело ранен в голову в октябре 2014 г., после чего просто физически не мог воевать. На этот счет получены документальные подтверждения и от луганских, и от рижских медиков. (Кстати, недавно Артёму наконец присвоена группа инвалидности)», – рассказал В. Линдерман.

Он считает, что и второе обвинение оказалось продуктом юридической безграмотности тех, кто его выдвинул. «Статья 89.1 входит в раздел "Noziegumi pret valsti" ("Преступления против государства"). И под словом "valsts" подразумевается вовсе не любое государство, а только Латвийская Республика. Хотел Скрипник или не хотел расчленить Украину – это относится к компетенции украинского правосудия, но никак не латвийского. Так что никакого чуда в том, что судья вынес оправдательный приговор, нет. Есть только строгое соблюдение закона», – заключает активист.

Впрочем, как считают юристы, даугавпилчанину рановато расслабляться: прокуратура наверняка подаст апелляцию на приговор.

Тактика умолчания

11 августа состоялось судебное заседание по делу Александра Краснопёрова, железнодорожника из Елгавы, которого обвиняют в шпионаже в пользу России. «Ни одно СМИ не обмолвилось ни словом. Но журналисты тут не виноваты. Насколько я понимаю, защита Красноперова и близкие к нему люди избрали такую тактику – не общаться со СМИ, вообще не придавать делу публичность. Наверное, надеются, что власть оценит такое примерное поведение и простит "шпиона". Люди катастрофически наивны. Если бы мы молчали в деле по антинатовской акции в Адажи или в деле Скрипника, то все бы сейчас были за решеткой. Но свои мозги в чужую голову не вставишь. Увы», – сетует В. Линдерман.

Многоопытный оппозиционный активист подчёркивает, что в подобного рода делах крайне важны грамотное влияние на общественное мнение, организация публичной поддержки в прессе. «Дело Куркина–Попко или дело Скрипника разве это не доказали? По делу Скрипника сколько юристов и правозащитников оказали помощь. И обвиняемый твёрже себя ведет, когда чувствует поддержку и понимает, что он на виду», – считает оппозиционер. Он отмечает, что упомянутые им дела вызвали столь громкий резонанс, что прокуратура начала подвергаться критике даже в латышской национальной печати. «По делу Адажи Лато Лапса (известнейший латышский журналист. – Р.Х.) написал издевательскую статью против ПБ, она свою роль сыграла... Ну и я не говорю, что публичность – залог успеха, но по крайней мере есть шансы. А тактика покорного молчания приведет к посадке почти неизбежно», – обеспокоенно предрекает правозащитник.

Из сообщения прокуратуры следует, что задержанный в ноябре прошлого года А. Краснопёров пересылал кому-то в Россию фото- и видеоматериалы, где зафиксированы открытые перемещения военной техники НАТО по территории Латвии. Жители страны в большом количестве выставляют подобные фотографии и видеозаписи в соцсетях. Более того, некоторые (например, мэр Риги Нил Ушаков) считают шиком «заселфиться» на фоне танков НАТО. Однако, как показал случай с елгавчанином, отправка подобного изображения кому-то из российских знакомых может окончиться плачевно.

Судебный процесс А. Красноперова стартовал 12 июня – праздничную в РФ дату явно подобрали с умыслом. Хотелось бы, конечно, надеяться, что справедливость восторжествует и в этом случае…

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх