На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Взгляд

16 685 подписчиков

Свежие комментарии

  • Vyacheslav Bachurin
    Тварь обосранная.....вместе с христенко, на кол посадить.Голикова Татьяна ...
  • Влад Владимиров
    Если б не Россия, то такие, вот, маразматики там так бы до сих пор пасли б своих баранов...  Даже предложения у нег...Не будь Советског...
  • Владимир Алтайцев
    Падаль нацистская  голову подняла чуть выше  уровня  дерьма, пора  отрубать.Не будь Советског...

Прибалтика напоролась на российский электрошокер

Страны Балтии готовятся выйти из электрокольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва), сохранившегося еще со времен СССР, чисто по политическим причинам — чтобы не зависеть от «российского» электричества. И это уже сейчас больно бьет по карману потребителей. В августе цена на электроэнергию в Литве поставила рекорд последних лет, сообщает агентство BNS. В чем же дело?

Еще до выхода из системы БРЭЛЛ, до строительства новых подстанций и линий электропередач, связывающих страны Балтии с Западом через Польшу, Литва, являющаяся инициатором скорейшего разрыва электросвязей с Россией, проложила подводный кабель NordBalt по дну Балтийского моря, соединяющий местные ЛЭП со Швецией. А это не просто толстенный провод, а сложная система соединений, и она часто выходит из строя.

Если бы ее портили подводные диверсанты из России или грушники-«новички» Петров-Боширов, то Вильнюс давно мстительно бы разоблачил козни Кремля. Впрочем, эти козни тут разоблачают и без самих козней, но раз нет электроизобличений, значит, все дело лишь в сложности электрокабеля, в технологиях.

Вот поставщик электроэнергии Energijos tiekimas и сообщил: причина подорожания электроэнергии в Литве четвертый месяц подряд, в том числе в очередном ремонте кабеля NordBalt. В результате, отмечает поставщик, цена на электроэнергию по сравнению с июлем выросла на 8% до 53,21 евро за мегаватт-час. Ремонт кабеля NordBalt закончится лишь 28 октября.

Но видимо, дело не только в нем. Вот данные: с августа 2017 года до августа 2018-го средняя цена на электроэнергию в Литве выросла… на 58%. Ну не все же время его ремонтируют! Что за манипуляции происходят с электропоставками в Литве, да и не только? Выяснилось, что средняя цена электричества в Литве-Латвии в последние дни подскочила аж до 63,7 евро за мегаватт-час, и она — самая высокая в регионе.

Объяснение грамотное. «Разница в цене была обусловлена изменением структуры потоков — снижением импорта из третьих стран и повышением импорта из Латвии, а также изменением местной выработки — сохранением невысокой выработки ветряными электростанциями (в среднем 930 мегаватт-часов в день) и снижением выработки на более дешевых гидроэлектростанциях», — сообщил оператор электропередающей системы Литвы Litgrid.

Если по-простому, то вместо того, чтобы постоянно черпать электричество из системы БРЭЛЛ, ее используют только в экстренных случаях, а электроэнергию поставляют так называемые независимые поставщики по рыночным ценам. Старший экономист банка SEB Тадас Повилаускас прогнозирует: в следующем году электроэнергия в регионе обязательно подорожает еще на несколько процентов. «Согласно действующим законам потребителям придется компенсировать более высокие, чем планировалось в этот году, затраты компании ESO („Energijos skirstymo operatorius“ — „Оператор распределения энергии“. — „СП“) на приобретение электроэнергии», — объясняет он.

Цены на электроэнергию в регионе, и больше всего в самой Литве, стали расти после ликвидации главного производителя электричества в республике — Игналинской АЭС, остановленной на стыке 2009−2010 г. г. по требованию Еврокомиссии. Станция, построенная специалистами СССР, производила дешевое электричество, но вот только после распада Союза мешала сформировать в Литве свободный рынок электроэнергии. Зачем он, если собственная атомная электростанция производит дешевый ток? Избавились от советской АЭС — получили рынок.

Дальнейшие манипуляции вели только к росту цен. Кстати, нынче Вильнюс, в отличие от других стран ЕС, заранее отказывается от относительно дешевой электроэнергии Белорусской АЭС, которая вступит в строй в следующем году — по причине якобы опасности этой станции. Парламент Литвы даже принял закон, запрещающий покупать электричество Белорусской АЭС, и уговаривает поступить так же страны ЕС, но даже Латвия отказывается следовать примеру Вильнюса. Правда, бывший министр энергетики Литвы Арвидас Секмокас то ли рассуждает прагматично, то ли иронизирует: «Заявления о том, что не купим электричество с Островецкой АЭС (так в Литве называют Белорусскую АЭС из-за ее строительства в городе Островце. — „СП“), необоснованные, поскольку то электричество будет продавать не Островец. Он продаст электричество какому-то посреднику, который приобретет часть из Островца, часть — из Красноярска, а часть — еще откуда-нибудь. Электроны никто не отличит и не будет никакого основания не покупать электроэнергию, продаваемую этим посредником».

Но вот когда Литва и ее балтийские соседки выйдут из системы БРЭЛЛ, то Вильнюс сможет избавиться от «неправильных электронов» из Белоруссии и из России. Однако это приведет к еще большему подорожанию электроэнергии. На днях регуляторы стран Балтии подписали соглашение о распределении затрат при выходе из БРЭЛЛ и синхронизации сетей с западными. Это дорого. Покрывать затраты будут литовский оператор Litgrid, латвийский AST и эстонский Elering. Звучит красиво — «покрывать затраты», но на самом деле покрывать их будут потребители, ну и каких-то деньжат подбросит Еврокомиссия. На первом этапе надобятся инвестиции в размере 432,55 млн евро.

Процесс выхода из БРЭЛЛ и синхронизации сетей с Западом долгий. Множество электрообъектов, процедуры… По оценке оператора Litgrid, проект синхронизации прибалтийских электросетей с Западом обойдется в сумму около 1 млрд евро.

Как говорится, флаг в руки! Это дело властей стран Балтии. Жаль только, что оно чисто политическое.

Но вот вопрос: а зачем? Где, когда система БРЭЛЛ давала сбои, зачем отказываться от наработанного опыта, который не ведет к дополнительным расходам?

Здравый смысл подсказывает: такие действия можно объяснить лишь подготовкой к большому конфликту с поставщиком относительно дешевой электроэнергии. К такому конфликту, что поставщик действительно взял бы и отключился от системы.

К войне, что ли?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх